Сентябрь для операторов рынка межкомнатных дверей пока стали самыми насыщенными в текущем году. Во-первых, в рамках международной выставки Comfort House 2011 действовал выставочный павильон дверей.
Во-вторых, 16 сентября компания "Фомальгаут-Полимин” открыла в столице первый отечественный специализированный гипермаркет дверей, который так и называется "Первый гипермаркет дверей”. Правда, уже 24 сентября группа компаний "Дверной холдинг” открыла в столице второй гипермаркет дверей — "Город дверей”.
Впрочем, операторам рынка все эти события оптимизма не прибавили. "Сбыт дверей остался в январе — сентябре 2011 г. примерно на уровне января — сентября 2010 г. Но при этом многие операторы опасаются второй волны кризиса, которая может "накрыть” в 2012 г.”, — говорит Александр Карась, менеджер по продажам компании "Окна. Двери” (г.Запорожье; изготовление и установка окон и дверей; с 2005 г.; около 20 чел.).
По мнению игроков, "событийность” последних недель свидетельствует о том, что игроки рынка изобретательно и активно борются с текущими и грядущими волнами кризиса. "Кроме того, осень — сезон реализации на рынке дверей, поэтому неудивительно, что именно сентябрь стал событийным”, — добавил г-н Карась.
Интересно, что до кризиса вопрос об открытии специализированных торговых центров (ТЦ) операторы не поднимали. Большинство из них выбрали формат фирменных магазинов и сетей. Кстати, оба здания, где сегодня расположились гипермаркеты дверей, строились как универсальные, а не монотоварные торговые центры.
"Идея о гипермаркете дверей родилась уже после постройки здания”, — говорит Юрий Павлий, коммерческий директор компании "Фомальгаут-Полимин” (г.Киев; производство и продажа цемента, сухих смесей и дверей; с 1997 г.; около 1200 чел.), руководитель проекта "Первый гипермаркет дверей”. Тем не менее первооткрыватели дверных гипермаркетов надеются на успех нового формата, да и конкуренты не пророчат им ничего худого.
"Посещаемость специализированных ТЦ выше, чем посещаемость фирменных магазинов, строительных супермаркетов, складов-магазинов и т.д. Поскольку в крупных ТЦ больше ассортимент, как результат, больше потенциальных покупателей”, — говорит г-н Карась.
По словам операторов рынка, доля специализированных ТЦ в общем объеме реализации дверей в ближайшие пять лет может вырасти с нуля до 35%. При этом вполне вероятно, что в каждом крупной городе появится по одному гипермаркету."Если "Первый гипермаркет дверей” окажется успешным проектом, то наша компания откроет еще 3-4 гипермаркета в городах-миллионниках, инвестируя в их строительство около 20 млн грн. По нашим прогнозам, в течение 2-5 лет гипермаркеты дверей отвоюют у небольших специализированных и фирменных магазинов около 40% сбыта дверей среднего и верхнего ценовых сегментов. Какую долю в реализации дверей нижнего ценового сегмента смогут "откусить” специализированные гипермаркеты у строительных супермаркетов, рынков (базаров), спрогнозировать сложно”, — говорит г-н Павлий.
Группа компаний "Дверной Холдинг”, кроме столичного гипермаркета "Город дверей”, намеревается в ближайшие годы открыть еще три гипермаркета в Донецке, Львове и в одном из городов Крыма, инвестируя в это более 40 млн грн.
"Что касается украинских производителей, то кризис сыграл им на руку. Многие из них правильно воспользовались ситуацией и смогли существенно усилить свое присутствие на рынке. Они не только нарастили объемы реализации, но и улучшили качество своей продукции, внедрили на производстве новые технологии”, — уверяет Андрей Шпетный, директор гипермаркета "Город дверей” (г.Киев; продажа дверей; с 2011 г.; 17 чел.).
Кстати, по словам операторов, сегодня отечественные производители технически подготовлены к воспроизведению ходовыхмоделей дверей нижнего и среднего ценовых сегментов зарубежных производителей. Раньше украинским "дворникам” это было не под силу. Помимо культуры производства местные игроки совершенствуют свои маркетинговые стратегии: активно работают с дилерами, участвуют в оформлении салонов продавцов, мотивируют партнеров скидками и т.д.По оценкам операторов, рыночная доля отечественных производителей (в денежном выражении) с 2008 г. по 2010 г. выросла с 40% до 70%. Эту тенденцию подтверждает и официальная статистика: по данным Госстата, импорт только деревянных дверей в январе — июле 2011 г., по сравнению с аналогичным периодом 2010 г., сократился на 14%. Причем некоторые операторы уверяют, что импортеры уже никогда не вернут себе былой рыночной доли. По мнению других, выводы делать преждевременно.
"Говорить о резком падении импорта дверей и сопутствующих товаров преждевременно. С начала кризиса 2008 г. действительно наметилась тенденция к сокращению ввоза иностранных дверей. В основном это коснулось продукции стран дальнего зарубежья. Дали себя знать колебания курсов гривни по отношению к доллару и евро.В то же время курс гривни по отношению к российскому рублю оставался более стабильным. И в течение года с начала кризиса российские производители удерживали свои позиции на украинском рынке. Затем началось постепенное удешевление гривни по отношению к рублю, и российский импорт стал сокращаться. Однако незначительными темпами”, — говорит г-н Шпетный.Эксперты полагают, что в недалеком будущем россияне сумеют вернуть утраченные позиции (тем более что сейчас курс гривни по отношению к рублю даже вырос; см. стр.22, 23. — Ред.). Этому, по их мнению поспособствуют, в частности, отсутствие ввозных пошлин на российские двери, установление упрощенной таможенной процедуры, схожесть стандартов в наших странах, система взаимного признания сертификатов."Уже сегодня на украинский рынок выходят многие сильные российские игроки. Например, фабрика "Волховец”. Более того, открытие крупных специализированных магазинов оживило импорт продукции не только россиян, но и некоторых производителей из дальнего зарубежья”, — уверяет г-н Шпетный.
Что касается потребительских предпочтений, то, по словам операторов, в этом году у покупателей начал расти интерес к продукции среднего ценового сегмента. Многие потенциальные покупатели дверей верхнего ценового сегмента сегодня предпочитают двери подешевле. Кроме того, мало-помалу начал сокращаться нижний ценовой сегмент, потенциальные покупатели которого чаще решают повременить с покупкой, но приобрести более дорогую дверь.Впрочем, нижний ценовой сегмент в количественном выражении по-прежнему самый емкий — по оценкам игроков, на него приходится около 60% сбыта дверей. При этом большинство операторов уверяют, что цены на свою продукцию в этом году практически не повышали, только некоторые модели подорожали на 10-15%.
Прогноз
По прогнозам большинства операторов, по итогам 2011 г. реализация в денежном выражении останется на уровне 2010 г. Хотя среди участников рынка есть и оптимисты. "Не исключено, что по итогам года сбыт в денежном выражении вырастет на 20-25%”, — прогнозирует Юрий Павлий.При этом, скорее всего, импортеры в очередной раз потеряют часть рынка. Что касается влияния Евро-2012 на рынок межкомнатных дверей, то, по мнению игроков, это мероприятие может стимулировать рост реализации только в узком сегменте дверей для гостиниц.
Рынок в цифрах
Товар, реализуемый на рынке: деревянные, шпонированные, ламинированные и прочие двери (дверные полотна, коробки, пороги, наличники, плинтусы и т.д.).Объем рынка (в розничных ценах): в 2009 г. — $53,5 млн, в 2010 г.— $48,2 млн, в 2011 г.(прогноз) — около $48,2 млн.Количество субъектов рынка: более 500 зарубежных и отечественных производителей, из них крупных — около 30.Структура рынка в 2010 г. (в денежном выражении): около 70% — отечественная продукция, около 30% — импортная.Структура рынка по каналам сбыта в 2011: 40% строительные супермаркеты, 18% специализированные магазины, 12% рынки/базары, 17% прямая реализация, 10% интернет, 3% специализированные ТЦ.